РАССКАЖИ СКАЗКУ
Хорошие детские сказки
   

   


Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru

   

Сказки русских писателей

Сказка Павла Петровича Бажова

Павел Петрович Бажов (1879 — 1950) — русский писатель, фольклорист; впервые выполнил литературную обработку уральских сказов.

Многие из сказов (т. н. «тайные сказы» — старинные устные предания уральских горнорабочих) он слышал мальчиком от В. А. Хмелинина с Полевского завода (Хмелинин-Слышко, дед Слышко, «Стаканчик» из «Уральских былей»). Дед Слышко — рассказчик в «Малахитовой шкатулке». Позже Бажову пришлось официально заявлять, что это приём, и он не просто записал чужие рассказы, а действительно является их сочинителем.

Архетипичность образов

Мифологические персонажи сказов делятся на антропоморфных и зооморфных. Весьма образны персонификации природных сил:

  • Хозяйка Медной горы — хранительница драгоценных пород и камней, иногда предстает перед людьми в виде прекрасной женщины, а порой — в виде ящерицы в короне. Происхождение своё ведёт, скорее всего, от «духа местности». Существует также гипотеза, что это преломленный народным сознанием образ богини Венеры, знаком которой на протяжении нескольких десятков лет в XVIII веке клеймилась полевская медь.
  • Великий Полоз — ответственен за золото («он тут всему золоту полный хозяин»). Его фигура создавалась Бажовым на основе суеверий древних хантов и манси, уральских легенд и примет горщиков и рудознатцев. Ср. мифологический змей. Фигурируют также многочисленные дочери Полоза — Змеевки или Медяницы. Одна из них — Золотой Волос — выведена в одноименном сказе.
  • Бабка Синюшка — персонаж, родственный Бабе-Яге, персонификация болотного газа, который на Урале и называли «синюшкой». «Сживи Синюшку с места, и откроется полный колодец золота да дорогих каменьев». Перед «гораздыми да удалыми» бабка Синюшка «красной девкой оборачивается»: именно такой ее видит Илья — герой сказа «Синюшкин колодец».
  • Огневушка-Поскакушка, «девчоночка махонькая», танцующая над месторождением золота (связь между огнём и золотом) — персонаж, в основе которого лежит образ Золотой Бабы, божества вогуличей (манси).
  • Серебряное копытце — волшебный козёл, у которого на одной ноге серебряное копыто, там, где он этим копытом топнет — появится драгоценный камень.
  • Голубая змейка — волшебная маленькая змейка, персонификация самородного золота: «Когда она этак-то бежит, вправо от нее золотая струя сыплется, а влево черная-пречерная... Наверняка верховое золото окажется, где золотая струя прошла».
  • Земляная кошка — персонаж сказа «Кошачьи уши», персонификация сернистого газа: по словам автора, «образ Земляной кошки возник в горняцких сказах опять-таки в связи с природными явлениями. Сернистый огонек появляется там, где выходит сернистый газ. Он... имеет широкое основание и поэтому напоминает ушко».
   
       
       
       
       
       

Rasskazhi-Skazku.Ru ©®™¥ 2017

 

 

Сказки Бажова | Хорошие детские сказки